Профессиональная команда по фигурному катанию на коньках

Интервью с нашими тренерами на сайте федерации фигурного катания России

Контрольные прокаты 2024. Юниоры.
Ирина Смирнова, Лариса Урусова, Никита Трушков о подготовке к сезону и новых программах

АВТОР Ольга ЕРМОЛИНА

Фото Юлии КОМАРОВОЙ, Михаила ШАРОВА и Ольги ЕРМОЛИНОЙ

18 августа 2024

Новый сезон команда тренера Ирины Смирновой – Лариса Урусова, Никита Трушков, Адьян Питкеев вместе с учениками начинают на новом катке. О межсезонье, особенностях подготовки и новых программах учеников подробно рассказали тренеры.

— Освоились на новом месте?

Ирина Смирнова: Нам всё нравится. Тренируемся мы на катке «Полюс-арена» в подмосковных Горках-2. Арена была основательно модернизирована. Генеральный директор Яна Анатольевна Гриб предоставила отличные условия — замечательная ледовая арена, прекрасные, большие и светлые залы, удобные раздевалки и тренерская. Мы очень благодарны ей за это.

группа

— Как провели межсезонье?

Ирина Смирнова: Из-за переезда первоначальный план немного изменился. В конце сезона мы поехали на сбор в Новогорск. Обычно такой сбор проводим перед началом сезона, а тут в конце. Но работа получилась очень продуктивной. Думаю, в будущем мы так и будем делать.

— В чем была особенность такого сбора?

Ирина Смирнова: В том, что мы могли давать нагрузки, которые в сезоне не дашь, потому что идет определенная подготовка к стартам. В конце сезона спешки уже нет, можно максимально уделить внимание вещам, на что в сезоне не всегда хватает времени. Мы думали, ребят накроет усталость, но этого не произошло. Напротив, они были воодушевлены, вовлечены в работу. Мы хорошо съездили.

Макар Пузин

 

— Чему уделили внимание на сборе?

Никита Трушков: ОФП, тренажерный зал. Занимались постановками новых программ, работали над определенными моментами, связанными с изучением новых элементов. В этом сезоне правила поменялись – вникали, переделывали вращения. Льда у нас было достаточно.

— На юниорских прокатах выступил ваш ученик Макар Пузин. Какие у него программы?

Лариса Урусова: Макару мы оставили короткую программу на композиции — Heavy Metal Ninjas «Propulsion, Pt. 1: Abduction», «Propulsion, Pt. 2: Abduction» со стихами Сергея Есенина «Черный человек». Программа хорошая, интересный образ. Он сложный и за год раскрыть его было невозможно. Мы рассчитываем, что в этом сезоне Макар сумеет откатать программу так, как сам чувствует, как мы видим ее, чтобы все было гармонично.

Макар Пузин

 

Произвольная — новая. Макар два сезона катал «Аве Мария», и из программы мы выжали всё, что могли. Новая произвольная на попури композиций Джо Кокера, и это на самом деле абсолютно новое для Макара. У него были программы под медленную музыку, а нам хотелось его немного «растанцевать», отойти от привычного стиля. В композициях Джо Кокера можно было подчеркнуть пластичность, усилить танцевальность. Макар у нас парень артистичный.

Правда, он не сразу воспринял нашу идею, сопротивлялся, даже поскандалил немного, но мы смогли переубедить. Макар попробовал, и получилось на удивление хорошо. Я думала, он дольше будет привыкать к новой музыке, но нет. Макар достаточно органично смотрится в новой программе и катает ее на полную. Думаю, в течение сезона будет больше раскрываться и в конце сумеет показать то, что задумывалось.

Макар Пузин

Ирина Смирнова: Свою форму Макар набрал. Все тройные, тройной аксель – с этим порядок. Потихоньку учим четверные. Был период, когда Макар рос, менялся, надо было адаптироваться к этим изменениям, не форсировать, чтобы не возникало проблем со здоровьем.

— Кто еще из ваших учеников будет выступать в этом сезоне?

Ирина Смирнова: Из мальчиков я бы обратила внимание на Бориса Татарова, Диму Пустовалова. Дима катается у нас с самого детства.

Лариса Урусова: У Бори Татарова очень крутая новая произвольная программа под Челентано. Боря любит веселую музыку, что, наверное, удивительно для парня его возраста. Под Челентано у нас получилась действительно классная программа – мини-спектакль, где он отыгрывает все и лицом, и движениями. Видно, что в этой программе Боря кайфует.

Макар Пузин, Дмитрий Пустовалов, Даниил Шарков, Борис татаров

 

Мне интересно посмотреть, как он сможет собрать эту программу со всеми прыжками, потому что когда катаешь с полным набором, нередко артистизм может страдать, и программа не так смотрится.

Боря сам по себе очень яркий. И мы даже шутим, что если не фигурное катание, то в театральное пойдет. В прошлом сезоне, хотя особых результатов мы не добивались, его короткая программа под «Криминальное чтиво» запомнилась. Было много хороших откликов в пабликах, да и специалисты подходили и говорили о том же. Надеюсь, новая программа тоже впечатлит.

Диме Пустовалову мы поставили новую произвольную под «Beatles». Поставили ее раньше остальных. Причем, мы пробовали несколько вариантов музыки, но остановились на том, что покажем. Ему идет. Есть быстрая часть, и музыка подталкивает. Под такую темповую композицию Дима еще не катался.

Макар Пузин

Для Димы мы взяли игривую музыку не просто так. Дима в том переходном возрасте, когда мальчики могут начать стесняться. К сожалению, у парней это случается нередко, и если «закрыть» их в одном образе, мол, катаемся медленно, красиво, то они могут начать сопротивляться: не хочу ничего нового, мне не надо и так удобно. А этого не хотелось допускать.

У нас в группе мальчики очень артистичные, хочется раскрывать их в разных направлениях, поэтому в этом сезоне мы поставили несколько веселых танцевальных программ.

Да и аудитория фигурного катания подустала от медленных программ, надо немного грусть разбавить.

— Перейдем к девочкам — Мария Красноженова.

Ирина Смирнова: Маша очень хорошо провела летнюю подготовку. Выучила каскад 3Lz+3Lo, что довольно неожиданно, потому что, как мне кажется, его нужно учить в более раннем возрасте. Но все сложилось, ей удобно, и мы надеемся, что в сезоне получится показать.

Лариса Урусова: Программы Маше мы не меняли, потому что прошлогодние были удачным попаданием. Короткая на музыку из фильма «Список Шиндлера», произвольная – на французскую темы «Tous Les Enfants Chantent Avec Moi». Мы немного обновили эти программы, но не глобально, потому что Маша очень органична в них. Короткую она точно до конца не раскрыла, потому что «Список Шиндлера» — это глубина. А французская тематика ей просто идет. Когда мы работаем на хореографии, джаз-классе французская тема выплескивается из Маши под любую музыку.

Пузин и Морозова

Еще одна наша спортсменка Лиза Гращенкова. Ей поставили новую короткую программу под саундтрек из «Интерстеллар». Но взяли музыку не в привычном исполнении как в фильме, а подобрали другую. Лиза предстанет в образе дочери главного героя фильма, которая ждет возвращение папы из космоса. Программа получилась очень трогательной и видно, как Лиза прониклась этой историей, образом.

— Как обстоят дела у Вики Морозовой?

Ирина Смирнова: Для Вики очень удачно складывался прошлый сезон, но из-за травмы спортсменка была вынуждена пропустить соревнования второй половины. В марте Вике была сделана операция на ноге. Необходимо было время на восстановление. Врачи рекомендовали ей выходить на лед с августа, но, зная характер Вики, мы предполагали, что она не сможет дотерпеть, будет рваться раньше. Так и случилось. В начале июня Вика потихоньку стала скользить. Но пыталась этим не ограничиваться, и нам приходилось её сдерживать, чтобы она правильно восстановилась, чтобы потом не было рецидива.

По понятным причинам программы мы не меняли. Тем более, что они оказались очень удачными, и по технике, и по второй оценке, по компонентам хорошо оценивались.

Иван Попов и Трушков

— После юниорских прокатов в середине сентября состоятся прокаты фигуристов взрослой команды. Что можете сказать о программах Вани Попова?

Ирина Смирнова: Ване мы поставили две новые программы, чего ранее никогда не делали. Обычно мы меняем одну программу в два сезона, потому что накатывать с четверными сложно, нужно больше времени.

Лариса Урусова: В новой короткой программе (As The World Caves In — Matt Maltese) у Вани будет очень необычный образ в стиле американской ретро музыки. Свободный раскрепощенный стиль — это пластика, игривость, а Ваня у нас привык больше к классике, строгости. Но нам как раз и хотелось раскрыть его с другой стороны. 

Поначалу было достаточно сложно, но подспорьем стало то, что Ваня сам хотел попробовать новое, пусть даже сложное для него.

Очень непростая работа была над новой произвольной, потому что мы взяли музыку Рахманинова. Это глубокая музыка и под нее нельзя просто красиво кататься. Нужно уметь передавать чувства, эмоции, которые заложены в образе. При этом чисто исполнять элементы, сочетая все это с музыкальным сопровождением, попадать в акценты.

Конечно, это определенный риск, и нам бы не хотелось, чтобы потом говорили: взяли и не смогли… Посмотрим. Ваня очень увлекся работой, старается. Для него в любом случае это шаг вперед.